Что получит и чем рискует Украина от полноценного вступления в силу ассоциации с ЕС?

Аналитика

 

Максим Яли,

кандидат политических наук, старший научный сотрудник ГУ «Институт всемирной истории НАН Украины»,

член-корреспондент Академии политических наук

 

Во время прошедшего в июле этого года очередного саммита Украина-ЕС в Киеве была поставлена последняя точка в затянувшемся на три года процессе ратификации договора об ассоциации Украина – ЕС. И уже в сентябре этот договор, в конце концов, заработает на полную силу.

Отметим, что переговоры о подготовке проекта соглашения между ЕС и Украиной были начаты еще в марте 2007 года. А в феврале 2008 года, после подтверждения членства Украины в ВТО, ЕС и Украина начали переговоры касательно основного элемента договоренности — проекта соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, которую представители ЕС и Украины парафировали как часть соглашения об ассоциации 19 июля 2012 года. Само же подписание договора планировалось провести на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 года. Однако подготовка к подписанию была неожиданно приостановлена распоряжением Правительства Украины от 21 ноября 2013 года. Отказ правительства Николая Азарова подписывать договор об ассоциации с ЕС и стал спусковым крючком начала целой цепи событий, изменивших ход истории Украинского государства. Начиная от протестов студентов на Майдане в Киеве в ноябре 2013 года, переросших в Революцию Достоинства и закончившихся трагическими событиями в феврале 2014 года, до бегства Януковича и части его окружения из страны, аннексии Крыма и начала военной агрессии России на Донбассе.

Сначала попробуем  разобраться с тем, какие же выгоды получит Украина от начала работы Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. А затем уже с теми вызовами, с которыми столкнется украинская экономика в ближайшие годы.

Напомним, что столь длительный период задержки с окончательной ратификацией соглашения был связан с необходимостью ратифицировать его всеми странами-участниками ЕС. Последней из них стали Нидерланды, заставившие серьезно понервничать два правительства и, главное, президента Украины. Так как именно Петр Порошенко по Конституции Украины ответственен за реализацию внешней политики нашей страны. Обусловлено это было негативными результатами референдума, состоявшегося в Нидерландах в прошлом году. Не будем подробно останавливаться на причинах негативных для Украины результатов голосования на референдуме, который хоть и имел консультационный статус, но в итоге повлиял не только на длительность самой процедуры, но и даже на содержание ассоциации Украина-ЕС.

А все по причине предстоящих  через год в этой стране парламентских выборов, из-за которых правительство Нидерландов решило не рисковать и выдвинуть Украине дополнительные условия о внесении  поправок в уже подписанный документ.

Главными изменениями, а вернее дополнениями, стали пункты о том, что подписание договора об ассоциации не гарантирует Украине перспектив вступления, а также не обязывает ЕС оказывать военную помощь Украине в конфликтах. Это, в принципе, стоит воспринимать как практическое подтверждение суровой истины о том, что каждое успешное и эффективное европейское государство заботится в первую очередь о собственных национальных интересах, а также защищает права своих граждан.

С одной стороны, это развенчивает миф, достаточно укоренившихся в украинском обществе в последние три года.

С другой стороны – подписание подобного соглашения действительно является важным этапом, через который проходили все наши ближайшие соседи из Центральной и Восточной Европы, а также стран Балтии, вступившие в ЕС уже в ХХІ веке.

Следует отметить, что договор об ассоциации имеет две части – политическую и экономическую.

По структуре он состоит из преамбулы, семи частей, 43 приложений и 3 протоколов. При этом 80% текста договора посвящены экономическим вопросам и развитию торговли.

Политическую часть соглашения после побега из Украины экс-президента Януковича и последовавшую перезагрузку власти в стране подписал тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк в марте 2014 года.

В этой части договора закрепляются такие основополагающие принципы и ценности общества как права человека, основные свободы, уважение к принципу верховенства права, соблюдение принципов суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ и независимости.

Также в политической части содержатся положения, реализация которых должна способствовать развитию и укреплению политического диалога в различных сферах между Украиной и ЕС. В частности – в сфере безопасности и обороны, укрепления мира и международного правосудия, предупреждения конфликтов, нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями, борьбу с терроризмом и тому подобное.

Тем не менее, наиболее важные положения заключены в экономической части соглашения, которую  подписал уже новоизбранный президент Петр Порошенко в июне 2014 года.

Пожалуй, ключевое, и крайне важное особенно для нашей страны преимущество соглашения заключается в том, что оно предусматривает усиление борьбы с коррупцией – без преувеличения главным тормозом к процветанию нашей страны. Ведь в ЕС прекрасно понимают сложности и нежелание значительной части украинского политикума бороться с ней, так как это затрагивает интересы олигархов и подконтрольных им политиков и управленцев.

Именно поэтому меры по борьбе с коррупцией прописаны буквально в каждой части соглашения. В частности, оно предусматривает изменения в управлении государственными финансами, планировании госбюджета.

После полноценного вступления в силу документа у европейских чиновников появятся дополнительные механизмы контроля и давления на украинскую власть в этом сложном, и я бы сказал ключевом вызове для Украины на пути к достижению высоких европейских стандартов жизни граждан страны.

Соглашение также предусматривает дальнейшую адаптацию  законодательства Украины с экономической частью законодательства ЕС (начавшуюся еще в 1998 году, после ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной) , что создаёт для обеих сторон правовые условия для свободного трансграничного перемещения товаров (включая услуги), капиталов, а в перспективе и рабочей силы.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день европейский рынок закрыт для многих украинских товаров из-за различий в стандартах, технических регламентах и других правилах. Украина и ЕС в рамках договора также договорились о постепенном сокращении подобных нетарифных барьеров в двусторонней торговле. Украина будет постепенно вводить европейские стандарты в качестве национальных стандартов, одновременно отменяя противоречащие и устаревшие нормы, в том числе ГОСТы, разработанные до 1992 года.

Однако стоит учитывать при этом, что со стороны ЕС сохранятся, хотя и более низкие, пошлины на большую часть импорта украинской сельхозпродукции, конкурентоспособность которой представляет угрозу для европейского аграрного сектора. Часть сельскохозяйственных товаров (сахар, зерно и мясо) облагаться ввозными пошлинами не будут, но в то же время их импорт в ЕС будет ограничен квотами, которые, конечно же, являются недостаточными для наиболее конкурентоспособной продукции Украины.

При условии практической реализации этих договоренностей возникнут условия для расширения их производства и экспорта, что создаёт предпосылки для экономического роста и решения столь острых в настоящее время социальных проблем страны.

Стоит отметить, что за последние три года своего действия (даже частичного) соглашение уже принесло свои дивиденды для Украины. Увеличился товарооборот между нами и ЕС, что, безусловно, является позитивом, особенно на фоне того, что мы почти полностью  потеряли российский рынок после начала военного конфликта на Донбассе.

Еще одним из важных преимуществ соглашения является возможность для большего привлечения иностранных инвестиций. Как известно, в Украину по-прежнему не очень охотно шли иностранные инвесторы не только из-за военного конфликта на Донбассе, но и не в меньшей степени из-за высокого уровня коррупции, избирательности судов и рейдерства.

При улучшении инвестиционного климата, правила для бизнеса станут более прозрачными, что позволит и украинским компаниям легче развиваться.

Кроме того, возникает необходимость повышения качества украинских товаров, которым придется конкурировать с европейскими аналогами. Это, в свою очередь, должно привести к снижению цен на различные группы товаров. В том числе и на продовольственные.

Либерализация торговли с ЕС закономерно приведёт к выживанию наиболее сильных отечественных предприятий, что сделает экономику в перспективе более эффективной и устойчивой к экономическим потрясениям.

Соглашение также благоприятствует защите потребителей, то есть рядовых граждан, так как введет в действие европейские стандарты контроля безопасности продукции. Как результат, украинские товары станут более безопасными.  Сегодня, к примеру, треть всего украинского молока не соответствует стандартам ЕС.

Кроме того, украинские компании смогут продавать свои услуги, отправлять своих специалистов в ЕС, открывать филиалы за рубежом. Впрочем, ограничения на экспорт услуг также есть.

У соглашения есть и социальные плюсы. В частности, оно вводит дополнительные 4 дня отпуска, а также уравняет заработную плату мужчин и женщин. Ведь не секрет, что сегодня на одинаковых должностях женщина получает в Украине меньше. И для Мариуполя эта проблема также актуальна.

Но еще более актуальными именно для Мариуполя являются вопросы, касающиеся экологии и защиты окружающей среды. Важно, что соглашение будет способствовать введению в Украине новых стандартов качества воздуха и воды, а также  изменит методы контроля за состоянием окружающей среды. Эти требования будут обязательными для всех предприятий и должны быть выполнены в течение 4-5 лет.

В гуманитарной сфере важным плюсом договора об ассоциации является углубление интеграции в европейское образовательное пространство, что подразумевает в частности и интенсификацию студенческого обмена. У мариупольских университетов в этом плане открываются новые перспективы, так же как и у научного сотрудничества, что безусловно благоприятно скажется на повышении профессионализма преподавательского состава местных вузов.

Тем не менее, не смотря на все позитивы и выгоды для Украины от вступления в действие соглашения об ассоциации с ЕС, стоит также учитывать и серьезные риски, связанные с низкой эффективностью и темпами реализации необходимых реформ в нашей стране за прошедшие двадцать шесть лет с момента обретения Украиной независимости.

В зоне риска окажутся многие промышленные предприятия, в том числе и мариупольские.  Особенно это касается предприятий наукоёмких отраслей по причине их слабой конкурентоспособности на европейском рынке, а также  невозможности быстро приспособиться к новым стандартам качества, технологическим и иным требованиям, действующим в рамках ЕС.

В худшем случае на первых порах реализация соглашения и создание зоны свободной торговли с ЕС может обернуться падением национального производства и ростом безработицы после определенной стабилизации и медленного, но роста украинской экономики в 2016 году.

Для того чтобы снизить отрицательный эффект и повысить тем самым привлекательность ассоциации, отмену ввозных пошлин предусматривается вводить на протяжении 15 лет, постепенно уменьшая тарифы по ряду наиболее важных для Украины отраслей. К таким отраслям относят металлургию, машиностроение и сельскохозяйственное производство. В частности, полная ликвидация пошлин на импорт автомобилей произойдёт в течение 10-15 лет. Ввозные пошлины на продукцию сельского хозяйства сразу после ввода в действие соглашения об ассоциации предполагается отменить лишь по 53% товаров.

Также важно отметить, что соглашение предусматривает и ужесточение контроля со стороны Брюсселя за выполнением взятых украинским руководством на себя обязательств. Европейская бюрократия теперь сможет инициировать специальные доклады о выполнении Украиной своих обязательств. Поэтому, хочет того власть или нет, но ей ничего не остается, как ускорить проведение и повысить эффективность реформ в стране.

 

 

Добавить комментарий